Интернет магазин MoMas
momas
Сейчас работаем
ASHLEY официальный сайт

История корейского фарфора

Традиционное мастерство изготовления керамических и фарфоровых изделий в Корее имеет многовековую историю. Так, ритуальные керамические сосуды производились корейцами уже во времена неолита, в V—IV вв. до н.э., правда, процесс обжига в печах заменяла сушка на солнце.

Во время правления династии Корё, в X веке, корейцы начали производство селадона (особая разновидность фарфора), впоследствии получившего мировую известность. Технологию селадоновой глазури, как и конструкцию печей для обжига, корейцы позаимствовали из Китая эпохи Сун. В ранних образцах корейского селадона прослеживается намеренное подражание китайским мастерам, как в форме изделий, так и в декоративных орнаментах – водяные птицы, пионы, лотосы.

Вскоре корейские мастера выработали собственный стиль и, кроме того, создали уникальную технологию обжига, после которого готовые изделия получались очень красивого, голубовато-зелёного цвета. Химический состав глины, содержавший  железо и его окислы, а также частицы кварца и окислы марганца – именно ему, прежде всего, обязан корейский селадон своей уникальной красотой. Процесс обжига также играл существенную роль – на его определённой стадии уменьшалось количество кислорода в печи, а температура обжига не должна была заходить за отметку 1150 градусов. Сами корейцы называли аристократический, утончённый нефритовый цвет селадона «секретным цветом» или «цветом зимородка». А китайцы эпохи Сун считали корейский селадон одной из «десяти лучших в мире вещей».

Для декорирования селадона применялись резьба, гравировка, штамповка, подглазурная роспись. Чтобы получить красный цвет в краситель добавляли окислы меди, коричневый и чёрный – окислы железа. Использовали для росписи и золото.

Изобретение техники сангам стало вершиной расцвета корейского селадона. Узор в технике сангам наносился на изделие при помощи инкрустации. На поверхности изделий выдалбливались контуры рисунка, впоследствии заполняемые жидкой пастой красного или белого цвета. При обжиге содержащая окислы железа красная глина давала чёрный цвет. После этого изделие покрывалось тонким слоем прозрачной глазури и обжигалось, причём глазурь наносилась действительно тончайшим слоем. Благодаря этому рисунок получался очень отчётливым, а на поверхности изделий образовывалась кракле - декоративная сетка трещин. Наилучшие образцы изделий в технике сангам являются воплощением изящества и элегантности, завораживая своей тонкой, изумительной красотой.

На смену аристократичному селадону в ранний период правления династии Чосон (XV—XVI вв.) пришёл демократичный пунчхон - более простая, без изысков разновидность керамики. Несмотря на преемственность традиций, (при производстве пунчхона использовались те же материалы и технологии, что и при производстве селадона) пунчхон представлял собой абсолютно уникальный вид корейской керамики. К примеру, изысканного зелёного цвета, которым так славился селадон, пунчхон не имел. Это объяснялось, во-первых, меньшим содержанием в глазури железа, а во-вторых, тем, что большая часть изделия была покрыта ангобом – специальной белой пастой.

При декорировании пунчхона применялись инкрустация, гравировка, штамповка, подглазурная роспись. Ещё один способ декорации заключался в том, что на изделие, предварительно покрытое ангобом, наносился узор в технике резьбы или сграффито. Сграффито - «процарапывание» рисунка по ангобу до основания, контрастный цвет черепка, собственно, и создавал узор. Часто изделия из пунчхона и вовсе не украшали рисунками – после высыхания ангоба их просто глазуровали и обжигали. Постепенно, с конца XVI в. пунчхон стал вытесняться фарфором и вскоре совсем исчез.
Фарфор же, в отличие от пунчхона, прожившего короткую блистательную жизнь, устойчивое положение сохранял в течение всей эпохи правления династии Чосон (1392—1910). Фарфоровое производство, взятое под контроль государством ещё в XV в., успешно развивается и сегодня. Кстати, белый фарфор в Корее изготавливался уже в эпоху Корё, впрочем, такой популярности, как селадон не имел.

В Корее изготавливалось несколько разновидностей фарфора, различавшихся, в основном, техникой подглазурного декора. В XV—XVII вв. популярностью пользовался белый фарфор вообще без декора. Помимо этого, корейские мастера, развивая технику сангам, изготавливали белый фарфор с инкрустацией, производившейся  содержавшей окислы железа красной глиной, после обжига она давала глубокий чёрный цвет.

Подглазурная роспись с использованием различных красителей также применялась достаточно широко. Наиболее распространена была роспись кобальтом. Бело-синие фарфоровые изделия быстро приобрели черты уникального корейского стиля, несмотря на то, что технология производства кобальта была перенята в Китае эпохи Мин.

Позже распространение получила подглазурная роспись железом и медью, дававшим в процессе обжига, соответственно, чёрный или красный цвет.

В целом, можно утверждать, что утончённое мастерство корейских мастеров принесло корейскому фарфору заслуженную славу во всемирной истории декоративно-прикладного искусства.

Назад в раздел

Товар добавлен в корзину
Вы можете продолжить просмотр каталога и добавить в корзину интересующие Вас товары. После того как вы перейдете к оформлению заказа, у вас будет возможность изменить количество товаров для покупки, удалить ненужные.