Интернет магазин MoMas
8(495)220-1058 Каталог мебели Ashley
+7 495 220 10 58

+7 495 220 10 58
momasopt@yandex.ru

ASHLEY официальный сайт

Восточные традиции в русском фарфоре

Интерес к фарфору возник в России возник в период царствования Петра I.  Сам  Петр I не только приобретал готовые фарфоровые изделия, но и заказывал непосредственно в Китае украшенные русским гербом изделия, различные сосуды и вазы. В это же время были осуществлены первые (правда, безуспешные) попытки наладить в России собственное фарфоровое производство путем получения нужных сведений из Китая, подкупа китайских мастеров и приглашения в 1718 г. в Петербург некоего Петера Эггебрехта, дрезденского мастера, якобы владеющего тайной изготовления фарфора.

Однако технология изготовления российского фарфора была разработана только во время царствования дочери Петра императрицы Елизаветы. При ее содействии в 1744 г. под Петербургом была основана Невская порцелиновая мануфактура, впоследствии (в 1765 г.) ставшая Императорским фарфоровым заводом.

 
Разработал технологию производства фарфора из отечественного сырья работавший на мануфактуре ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов. После многолетних опытов и проб, в начале 1747 г., ему удалось получить первые удовлетворительные результаты, и на мануфактуре впервые в России было начато производство фарфора.

На начальной стадии развития фарфора в России (XVIII в.), как и в Европе, отсутствовала разработанная традиция декорирования и формовки, поэтому активно развивалась тенденция подражания китайским изделиям. В связи с этим в раннем русском фарфоре получили распространение простые, обтекаемые формы чаш, бутылей, ваз. Часто они изготавливались без ручек, наподобие восточных ваз. Также в большом количестве производились фарфоровые табакерки, которые, следуя дальневосточной традиции, изготавливались в форме даров природы: плода граната, дыни, яблока, тыквы, виноградной грозди, раковины.

Восточная тематика наблюдалась не только при моделировании форм, но и в росписи раннего русского фарфора. Среди мотивов декора преобладали изображения бамбука, хризантем, пионов, сосен, фантастических птиц и драконов.

Также среди изделий «виноградовского» периода можно найти сочетание европейских форм и восточных рисунков, например, фигур китайцев с музыкальными инструментами среди ажурных фантастических строений.

Примером для подобных композиций могли служить кобальтовые росписи китайского фарфора XVIII в. с изображением мальчиков, играющих в саду.

Тем не менее, художники петербургского завода пытались в своих изделиях пытались не только воспроизвести непосредственно китайские мотивы, но и повторить росписи мейсенского фарфора, который также часто декорировался в китайском стиле. В подражание мейсенскому фарфору, на русском фарфоре изображались выстроенные в европейских садах чайные домики, павильоны, пруды и мостики, силуэтные орнаменты.

Таким образом, в ранних фарфоровых изделиях в России очень явно ощущается подражание китайскому прикладному искусству, выразившееся, главным образом, в используемых мотивах и сюжетах декора. Менее всего подражание сказалось в формообразовании предметов, происходившем преимущественно под влиянием господствовавшего во второй половине XVIII в. европейского стиля рококо.

С развитием техники изготовления  и росписи русского фарфора традиция подражания китайским (и иногда японским мотивам) сохранилась. Часто художники копировали вычурные вазы XVII-XIX вв. времени правления китайской династии Цин - расписанные подглазурно кобальтом в сочетании с позолотой, либо украшенные полихромным декором в цветовой гамме так называемых "зелёного" и "розового" семейств. Основным видом росписи подобных изделий был китайский жанр "хуа-няо" - "цветы-птицы": крупные пионы над скалой, фазаны, фениксы, стилизованные растительные узоры. Изготавливались и фарфоровые изделия, декорированные скомпонованным набором традиционных мотивов - дракона и феникса, садовых фонариков, ваз, жанровых и пейзажных сцен.

Традиция использования восточных мотивов прослеживалась и в изделиях частных фарфоровых производств России. Заводы Гарднера и Попова декорировали свою продукцию силуэтными росписями, золотом по темному фону (обычно, черному, бордовому и др.): китайцами, гуляющими под зонтиками на фоне пейзажей с беседками и мостиками.

В качестве элемента декоративного оформления русского фарфора середины-второй половины XIX в. часто использовались заимствованные из китайского резного камня, дерева и кости рельефные цветущие веточки или кораллы. Такой декор можно встретить, в первую очередь, на изделиях заводов братьев Корниловых, а также на изделиях Императорского фарфорового завода, завода Попова и др. А в подражание золоченым бронзовым изображениям Будды, широко распространенным в Юго-Восточной Азии, исполнялись сплошь покрытые позолотой статуэтки.

Со временем арсенал технических приемов русских керамистов постепенно пополнялся. Мастера Императорского фарфорового завода освоили новые для себя приемы декорирования фарфора, восходящие, опять же, к дальневосточным традициям, например, техники "bleu poudre`", "pate-sur-pate". В частности, на ИФЗ исполнялись очень популярные в России синие монохромы, выполненные в технике "bleu poudre`" или "bleu souffle`" - это так называемый "пудренный" или "брызганный" фарфор. Его окраска производилась разбрызгиванием кобальтовой краски через бамбуковую трубку на необожженную поверхность предмета. В зависимости от качества и количества кобальта, при распылении, краска ложилась крапинками различной величины и формы, в целом образуя бархатистый глубокий тон. В большинстве случаев уже после обжига подобные предметы расписывались золотом: обычно изображениями скал, цветов и птиц, иногда - в обрамлении геометрического узора.

Дальнейшее развитие получила и традиция уподобления предметов природным формам, известная русским керамистам еще в XVIII в., и также восходящая к дальневосточному искусству. В России оригинальные настольные украшения, сервизы и отдельные предметы в виде красочного натюрморта из фруктов и цветов, которым уподоблялись предметы, создавались как на императорском фарфоровом заводе, так и частными фарфоровыми производствами - заводами Гарднера, Попова, Миклашевского и товарищества М.С.Кузнецова.

В конце XIX в. начался новый этап в развитии дальневосточных традиций. Этот этап был отмечен возросшим влиянием Японии. Была прекращена длившаяся более двухсот лет политика самоизоляции Японии, расширился экспорт японских товаров в Европу. Художники разных стран увлеклись японской гравюрой, керамикой, изделиями из кости и дерева. Стала доступна продукция закрытых ранее для экспорта мануфактур.

Интерес к опыту дальневосточных керамистов проявился в освоении и переработке европейскими мастерами основных типов применяемых в Японии форм, техник декора, мотивов росписи керамики и фарфора. И уже впоследствии эти традиции были переняты российскими мастерами у европейских керамистов.

Японское искусство послужило источником и при создании широкого круга сюжетов, используемых для подглазурной росписи: растительные мотивы, изображения животных и птиц. Символами экзотического востока стали часто изображаемые на фарфоровых изделиях павлины, цветущие ветки, ирисы. Однако наиболее распространенными в росписи российского фарфора в рассматриваемый период были растительные мотивы - интерес к восточной культуре распространился на присущий ей культ цветов. Ирисы, хризантемы, лотосы, пионы, цветущие ветви были нередки в декоре модерна. Среди мотивов японского происхождения был один, сыгравший наиболее значительную роль - это вода. Изображения скал и волн, потоков и гор, всего, что имело отношение к морскому дну, приливу, отливу, были и остаются очень популярными.

В начале 1900-х гг. на Императорсоком фарфоровом заводе широко стала использоваться еще одна техника декорирования фарфора - роспись эмалевыми красками. Ранние варианты изделий, исполненные в этой технике, отдавали дань увлечению японским искусством. Например, изготавливались вазы с изображением самурая, сражающегося с драконом, которое сюжету напоминало японские гравюры конца XVIII - начала XIX. Вообще, из дальневосточной графики позаимствован целый ряд встречающихся в декоре фарфора конкретных изобразительных мотивов, например, цапля в зарослях осоки, парящий орел или плывущие против течения карпы - сюжеты, являвшиеся на Востоке символами мужественности и удачной служебной карьеры.

Таким образом, следование дальневосточным образцам и традициям в той или иной мере присутствовало на разных этапах развития русской культуры XVIII - начала XX вв. Длительное использование восточных традиций при росписи фарфора значительно обогатило художественный и технический арсенал русских керамистов, и оставило заметный след в истории развития русского фарфорового искусства.

Назад в раздел

Товар добавлен в корзину
Вы можете продолжить просмотр каталога и добавить в корзину интересующие Вас товары. После того как вы перейдете к оформлению заказа, у вас будет возможность изменить количество товаров для покупки, удалить ненужные.